понедельник, 30 января 2012 г.

Я люблю боль

Все мы боимся боли. Я никогда по своей воле не ударю себе по пальцу молотком и не дотронусь до горячей плиты. Если я сделаю это, боль пронзит меня, и не на один миг, а на несколько секунд, которые будут длиться вечно. Только сумасшедший сделает это по своей воле. Я - не сумасшедший. Но я люблю боль.

Да, да. Я люблю боль. Я люблю доставлять себе боль. Я часто делаю это намеренно, особенно когда осведомлен о последствиях. Я знаю, что нужно сделать, чтобы мне стало больно. И намеренно пытаюсь войти в это состояние.

Нет, я не сижу на раскаленной плите и не пытаюсь забить гвозди себе в ладонь. Это вредно для здоровья. Но, что более важно, это совершенно бесполезно. Я получаю чувство боли другими общеизвестными способами.
  • Когда я на пробежке, последнюю часть дистанции я стараюсь пробежать изо всех сил. В условиях общей усталости это бывает особенно трудно. 
  • Если пробежка зимой, то я одеваюсь также, как летом - в шорты и футболку. Тогда кожа чувствует боль мороза. 
  • Когда я пробегаю мимо озера, я снимаю всю одежду и прыгаю в ледяную воду. Потом прибегаю домой и меня колотит от холода.
  • Когда я в бассейне, я долго плыву под водой и не дышу, пока не появится жуткий стресс и паника от нехватки воздуха.
  • Когда я воздерживаюсь от еды и питья на длительное время, я жду момента, когда мой аппетит станет волчьим. И я не позволяю себе приблизиться к еде, пока это чувство не уйдет.
  • Когда я растягиваюсь, я стараюсь поймать момент, когда начинает становиться больно. Я терплю боль и жду следующего момента, когда начинает становиться невыносимо.
  • Когда я читаю учебник, я жду момента, когда мозг перестает запоминать информацию, а глаза закрываются сами собой. Тогда я насильно открываю глаза и прочитываю еще пару страниц.
Являюсь ли я мазохистом? Возможно. Но мне больше нравится термин "спортивный агонизм". Впервые о нем заговорил во второй половине прошлого века Джеймс Каунсилмен - знаменитый американский тренер по плаванию. Он воспитал не одного олимпийского чемпиона. У входа в бассейн университета штата Индиана до сих висят его слова: "Через боль, через страдание!"

Джеймс рассказывал, что в каждой команде сильнейших американских пловцов часто выделялась небольшая группа "агонистов". Это была группа пловцов, испытывавших наслаждение от боли. Как правило, они были стаейрами, т. е. плавали на длинные дистанции.

К концу дистанции силы покидали обычного спортсмена и многие сбавляли темп. А если и сохраняли его, то это им давалось с большим трудом. Большинство спортсмено, в отличие от агонистов, старались избежать боли. А если пересиливали ее, то с большим трудом и без особого желания повторить.

Агонистам же к концу дистанции не требовалось переступать через себя. Они как будто ждали, когда организм скажет, что он изможден и силы на исходе. Тогда в состоянии усталости в кровь спортсмена как будто впрыскивается наркотическая инъекция гормонов удовольствия, эндорфинов, и пловец начинает испытывать удовольствие от боли. Именно это и происходит со спортсменом-агонистом.

На исходе сил он ... начинает наращивать темп! Он старается выжать из мышц всю оставшуюся энергию. Как будто увеличить чувство боли до предела! Он ловит кайф от боли. Почему? Зачем? Только лишь ради спортивных достижений? Только ли для того, чтобы улучшить свой результат? Как будет показано ниже, не только.

Еще более странная вещь происходит далее. К концу дистанции большинство спортсменов радостно бросают руки в воду, дают себе отдышаться и получают удовольствие от чувства завершенной дистанции. Спортсмена переполняет эйфория от осознания того, что он перетерпел боль, и все самое трудное позади. Он достиг цели и больше не нужно ломать себя.

Агонист не останавливается на финише. Для него финиш - просто очередная болевая отметка. Если он остановится - боль прекратится. Если продолжит движение - боль останется с ним и усилится. И именно ради последнего агонист продолжает движение, проплывая восемь километров на повышенной скорости вместо положенных шести. Делая двенадцать подходов вместо положенных десяти. Для агониста план и система - только формальные точки отчета, которые нужно стремиться преодолевать каждый раз.

Чем объяснимо такое удовольствие от боли? Физиологически организм способен выделять гормоны удовольствия одновременно или сразу после выделения гормонов стресса. После употребления специй, чеснока и лука мы чувствуем удовольствие. Поскольку их острый вкус вызывает маленькую боль, и организм стремится компенсировать ее. Так гурманы подсаживаются на специи, подсаживаясь на самом деле на гормоны, выбрасываемые в кровь после употребления острой пищи.

Подобные вещи могут происходить после ныряния в прорубь, длительной тренировки и т. п. Таким образом, многие спортсмены "подсаживаются" на природный наркотик. Они чувствуют себя не в свое тарелке после нескольких дней без тренировки. 

С точки зрения спорта такой подход весьма полезен. Ведь рост мышц происходит путем заживления микроразрывов в них, которые и образуются путем пересиливания себя, "через боль, через страдание". Надо отметить, что и в других областях жизни такой подход применим. Однажды одного чемпиона мира по тяжелой атлетике спросили, на тренировке из десяти подходов какой самый важный? Он уверенно ответил: "Одиннадцатый!"

Приведу еще отрывок из знаменитой книги Виктора Суворова "Аквариум":
"Человек способен творить чудеса. Человек может переплывать Ла-Манш три раза, выпивать сто кружек пива, ходить босиком по раскаленным углям, человек может выучить более тридцати языков, стать олимпийским чемпионом по боксу, изобрести телевизор или велосипед, стать генералом ГРУ или миллиардером. Все в наших руках. Кто хочет, тот и может. Главное - захотеть чего-то, а потом все зависит только от тренировки. Но если тренировать свою память, мускулы, психику регулярно, то... ничего из вашей затеи не получится. Регулярность тренировок важна, но сама по себе она ничего не решает. Один чудак тренировался каждый день. Раз в день он поднимал утюг. Тренировки продолжались регулярно в течение десяти лет - его мышцы не увеличились. Успех приходит только тогда, когда каждая тренировка (памяти, мышц, психики, силы воли, настойчивости) доводит человека до грани его возможностей. Когда конец тренировки превращается в пытку. Когда человек кричит от боли. Тренировка полезна только тогда, когда она подводит человека к грани его возможностей, и он эту грань совершенно точно знает: я могу прыгнуть вверх на 2 метра, я могу отжаться от пола 153 раза, я могу запомнить за один раз две страницы иностранного текста. И каждая новая тренировка полезна только тогда, когда она будет попыткой побить свой собственный вчерашний рекорд: сдохну, но отожмусь 154 раза.


Нас водят на тренировки будущих олимпийских чемпионов. Вот они, пятнадцатилетние боксеры, пятилетние гимнасты, трехлетние пловцы. Смотрите на выражение их лиц. Ждите самый последний момент тренировочного дня, когда на маленьком детском личике появляется злая решимость побить свой собственный вчерашний рекорд. Смотрите на них! Когда-нибудь они принесут олимпийское золото под огромный красный флаг с серпом и молотом. Смотрите на это лицо! Сколько в нем напряжения. Сколько муки! Это путь к славе. Это путь к успеху! Работать только на пределе своих возможностей. Работать на грани срыва. Чемпионом становится тот, кто знает, что штанга сейчас задавит его, но толкает ее вверх. Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень, свою неуверенность".

...

Избегаешь ли ты боли? Нет, я не призываю стать тебя агонистом-мазохистом. Я только призываю попробовать сделать один дополнительный подход именно в тот момент, когда будешь чувствовать себя уставшим после предыдущих десяти. Попробуй:
  • Сделать еще один звонок клиенту
  • Еще раз реализовать свою идею
  • Пробежать еще один круг по стадиону
  • Просто еще одну попытку
Видео в тему:

7 комментариев:

  1. Исправь это место

    "Он жил воспитал не одного олимпийского чемпиона. У входа в бассейн университета штата Индиана до сих висят его слова: "Через боль, через страдание!"


    ОТЛИЧНАЯ СТАТЬЯ, АГОНИСТ!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Отличная статья, поздравляю! Только вот по мне все это преодоление без смысла, если у человека нет реальной цели. Спортивные достижения - это супер, а ЗАЧЕМ? Преодолел себя - классно, но ДЛЯ ЧЕГО? Чаще всего люди об этом не думают. Само по себе преодоление(достижение) становится целью в итоге ничего не дает. И когда человек, на него "подсевший", это понимает, то... Отсюда самоубийства и "кризис среднего возраста", и еще много чего. Хорошую тему ты поднял, требующую размышлений и определенной честности с собой. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за коммент :)
    Согласен, что любое преодоление должно быть подчинено конечной цели. В случае отсутствия цели любая тренировка по полезности не представляет собой ничего большего чем, скажем, хлестание самого себя ремнем :)
    Наоборот, когда есть цель, она как раз и придает силы для преодоления себя.

    ОтветитьУдалить
  4. А какая цель у тебя? Прожить дольше чем прожил бы с университетским образом жизни?! Но счастливее ли?..

    ОтветитьУдалить
  5. Отличная статья)))

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.